СТО ТАЛАНТОВ

Инклюзивное образование. 20.12.2017

Инклюзивное образование.

       Журавлева Елена Юрьевна, МБОУ г.Астрахани «СОШ №40», учитель начальных классов, Диденко Жанна Толегеновна, МБОУ г.Астрахани №СОШ №40», учитель начальных классов.


 Федеральные Государственные Образовательные Стандарты общего образования нового поколения предоставляют большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых, типично развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Положения, содержащиеся в Образовательных Стандартах общего образования, распространяются на все ступени образовательной системы - начальную, основную и ступень полного среднего образования. В Документе содержатся требования учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся, в том числе с ОВЗ.

1. Понятие инклюзивного образования. Инклюзия и интеграция.

       Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая «исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности».( Третъяков Я.А, Шамова Т.Н. Управление качест­вом образования –  основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Завуч. - 2002. - № 7. - С. 68).

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает  следующие задачи:

·                     создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·                     обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

·                     организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

·                     компенсация недостатков дошкольного развития;

·                     преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

·                     постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

·                     охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей;

·                     социально-трудовая адаптация школьников с особыми образовательными потребностями;

·                     изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.

Принципы инклюзивного образования:                                                                           

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Суть инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Инклюзия и интеграция

Инклюзия отличается от интеграции, которая стала попыткой вернуть учащихся с особыми потребностями в систему общего образования. Следует отметить, что такие учащиеся успешно адаптировались к данным условиям. Нельзя не принять во внимание существование разногласий по поводу «переноса» специализированной помощи и поддержки, которую учащиеся получали в предназначенных для них классах, в общие классные комнаты. На самом же деле специализированная помощь и поддержка не покинули пределы отдельных классов.

Приоритетом практики интеграции было перемещение учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства. Обычно такие дети учились в отдельных классах. Когда данный метод не принес практических результатов и «обычные» школьники не стали чаще общаться с детьми с ограниченными возможностями, представители метода интеграции решили определить учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные классы. Однако этого оказалось недостаточно для повышения уровня мотивации и улучшения учебных результатов детей с особыми образовательными потребностями. Преподаватели должны были организовать процесс обучения таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности каждого ребенка. Когда им не удавалось этого сделать, школьники не участвовали в учебном процессе, и им приходилось ждать специализированной помощи. Исключение из процесса обучения обычно означало, что они не принимали реального участия в жизни класса.

Таким образом, можно сделать вывод, что перемещение учащихся с особыми потребностями в общеобразовательную школу не являлось верным решением в данной ситуации. Так, если дети с ограниченными возможностями пойдут в массовую школу, это еще не означает, что они успешно освоят ее программу. Следует также сказать об отсутствии в акцентировании внимания на обучение детей тому, что является важным и полезным для них и что поможет им занять активную жизненную позицию в будущем. Приняв во внимание данные факты, учителя изменили систему преподавания и стали применять индивидуальный подход к учащимся, позволяющий учитывать их способности и интересы и цели обучения.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Ранее существовавшая система специализированного обучения показала на практике, что индивидуальный подход применялся лишь в случае необходимости. В школах будущего каждый ребенок должен быть обеспечен психологической поддержкой, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе. Действительно, наши школы должны быть инклюзивными школами, в которых ведется инклюзивное обучение.

 

2. Качество инклюзивного образования

Новая общеобразовательная программа должна предполагать создание условий и внесение изменений, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями.

Инклюзивные школы обладают определенными преимуществами, позволяющими прийти к эффективному образованию.

Инклюзивная школа рассматривает многообразие культур как новую реальность, беспечивает доступ к знаниям, навыкам и информации, сохраняет индивидуализацию процесса обучения, предполагает сотрудничество специалистов разных профилей, сотрудничество с семьями, государственными и общественными организациями,  «гибкость» школьной структуры, ожидания успехов в обучении, эволюция школьной системы, способствует образованию общества.

Инклюзивные школы полезны школьным сообществам по множеству причин:

·                    Инклюзивные школы помогают бороться с дискриминацией и боязнью отличий, приучают детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми вместо того, чтобы пытаться их изменить.

·                    Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Акцент на оказание помощи вызывает смещение фокуса с восприятия особенностей или инвалидности ребенка как ограничений на то, как нужно изменить среду, чтобы она не ограничивала и не стесняла обучение. Концентрация на поддержке в обучении будет способствовать развитию школами широкого спектра вспомогательных услуг, вместо помещения ребенка в учреждение особого образования. Развитие поддержки в обучении показывает членам школьного сообщества, что сложности в обучении заключены не в детях, и не дети требуют «исправления», а подходы к обучению.

·                    Инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дети и взрослые, учащиеся и педагоги, получают пользу от доброжелательной и благоприятной обстановки, в которой ценятся межличностные отношения и ощущение совместной работы ради общего блага.

·                    Инклюзивные школы расширяют профессиональные знания педагогов. Такое образование требует новых и более гибких способов преподавания, разработки учебных программ, которые бы были максимально эффективны для всех учащихся. Накопление профессионального опыта, который дает работа в этих школах, поощряет непрерывное совершенствование специалистов.

·                    Практика инклюзии, используя индивидуальный подход и учебные планы, приносящие пользу каждому учащемуся, помогает устранить клеймо неполноценности, являющееся результатом отделения и изоляции.

·                    Инклюзивные школы дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.

·                    Инклюзивные школы используют ориентированные на нужды ребенка педагогические методы, которые идут на благо всем детям и, как следствие, всему обществу. Опыт показывает, что индивидуальный подход к ребенку уменьшает число второгодников и учеников, бросивших школу – неизбежность многих систем образования, – одновременно обеспечивая более высокие средние показатели.

Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем.

Инклюзивные школы создают идеальные условия для того, чтобы члены школьного сообщества приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

Заключение

     Задача инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана). Именно процесс инклюзии рассматривает многообразие и непохожесть детей с ограниченными возможностями здоровья не как проблему, требующую решения, а как важнейший ресурс, который необходимо  использовать в образовательном процессе. 

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы.

Список использованной литературы

1.      Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика. - М., 2001.-311 с.

2.      Гюнваль П. От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология, 2006.- № 2.- С.73- 78.

3. Давыдова Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2. - С.5-8.

4.      Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме. // Психологическая наука и образование, 2005.- № 1. - С. 83-95.

5.      Слободчиков В.И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (Концептуальные основания): Научное издание. – Киров: КОГУП «Кировская областная типография», 2003. С.14-16.

6. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. - СПб. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 498 с.

7. Третъяков Я.А, Шамова Т.Н. Управление качест­вом образования –  основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Завуч. - 2002. - № 7. - С. 67-72.

8. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

9.      Ярская-Смирнова Е.Р, И.И. Лошакова. Инклюзивное образование детей-инвалидов // СОЦИС.- 2003.- №1. С. 24-26.

 


Возврат к списку


Заявка отправлена!