Меню разделов


Предстоящие конкурсы



Новости

Добавь инфо о своем родном крае!
 Информация о Вашем городе, крае в соц сетях ...
Внимание! Акция!
Диплом в портфолио за 24 часа!!!
Экспресс – конкурсы
Дорогие друзья!
В связи с тем, что конкурсы проходят...

bation_exspres_konkursi.gif

bation_konkursi.gif

bation_viktorini.gif



Министерство образования и науки Российской Федерации

СТО ТАЛАНТОВ

«Особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе Дома детского творчества» 26.04.2017

«Особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе Дома детского творчества»

 

«Особенности организации деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе   Дома детского творчества»

 

 

 

Автор: Щербакова Ирина Владимировна,

педагог высшей квалификационной категории

                                       МКОУ ДО Ордынского района Новосибирской области 

                                                                      "Дом детского творчества"  

 

 

 

 

 

 

Р.п. Ордынское, 2017г.

 

Содержание

1.Введение.........................................................         3

2.Цель и задачи методического материала... 5

3.Актуальность....... методического материала........ 6

4.Из............................................ опыта работы........ 7

5.Заключение................................................... 15

6. Список используемых источников............. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания не только руководителей общеобразовательных учреждений, но и учреждений дополнительного образования детей, сотрудников региональных и муниципальных органов власти, социальной защиты населения, Центров занятости и управления образованием .

Летние каникулы - самое продолжительное время отдыха для учащихся в заведениях общего среднего образования. В это время ребенку необходимо реализовать свою двигательную активность, недостаток которой накапливается за время учебного года. Отдых должен быть активным, творческим, познавательным и, конечно же, интересным. В то же время далеко не каждый родитель может предоставить своему ребенку возможность такого отдыха. Эту проблему призван разрешить лагерь дневного пребывания.

В настоящее время становиться очевидным, что общегосударственные проблемы социальной сферы: снижение жизненного уровня большинства населения, рост асоциального поведения, социального сиротства, ухудшение здоровья детей и молодежи, распространение подростковой преступности, безнадзорности, наркомании, широкая доступность информации, имеющей антивоспитательную направленность, - оказывают негативное влияние на духовно-нравственное развитие и физическое здоровье юных россиян. Особенно важной эта проблема становиться в летнее время, когда основные образовательные и воспитательные учреждения закрыты.

Для успешной социальной адаптации и реабилитации ребенка необходимо предложить ему деятельность, которая увлечет его, поможет реализовать себя, дисциплинирует, поможет увидеть конкретный результат от своих действий.

Ежегодная организация летнего досуга и занятости детей и подростков при Ордынском Доме детского творчества помогла приобрести большой практический опыт работы с такой категорией населения как дети и подростки. Анализируя работу прошлых лет, коллектив Дома детского творчества пришел к выводу, что организация пребывания ребенка в Дома детского творчества и отдельные досуговые мероприятия должны способствовать тому, чтобы каждое дело стало достоянием любого желающего.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

Лагерь - это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают лагеря с дневным пребыванием детей. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях лагеря с дневным пребыванием детей, которой активно занимаются воспитатели, психологи и социальные педагоги, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

Так как в настоящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию, а этого можно достигнуть только комплексно использовав накопленный материал выше указанных авторов. Реализация идей этих авторов не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности. Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Цель и задачи

ЦЕЛЬ: создание условий для оздоровления детей и развития физического, адаптивного, коммуникативного и творческого потенциала личности

ЗАДАЧИ:

•             создание условий для формирования у детей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья, физической выносливости;

•             создание условий для личностного развития каждого ребёнка;

•             содействие формированию активной жизненной позиции обучающихся и их творческой активности;

•             развитие и укрепление связей школы с учреждениями культуры в организации летнего отдыха, обеспечении занятости детей и подростков.

Актуальность методического материала

•Повышение спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых школьников;

•Модернизация старых форм работы и введением новых;

•Использованием естественных оздоровительных факторов лета.

Реализация программы основывается на следующих принципах:

•Высшим показателем оценки работы лагеря при Доме детского творчества можно считать самочувствие в ней человека, каждого ребёнка и взрослого.

•Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя - личность ребенка.

•Взаимодействие педагога, воспитателя, воспитанника и родителей - это творческое сотрудничество единомышленников.

•Воспитание эффективно, если оно целесообразно и нешаблонно. Творчество учителя, воспитателя - важнейший признак педагогической культуры.

•Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в

отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

•Воспитательный процесс дискретен: ребёнок не всё время находится под воздействием

школы. Поэтому воздействие должно быть ярким, запоминающимся, воспитывающим.

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Из опыта работы в Доме детского творчества

Эффективность процесса оздоровление и организации отдыха детей в летнее время зависит от слаженной работы педагогического состава, в числе которых педагоги- воспитатели, педагог- организатор, психолог. В условиях каникулярного отдыха возникают принципиально новые виды совместной (коллективной) и индивидуальной творческой деятельности между педагогами и детьми в отрядах.

Летний оздоровительный лагерь “Ералаш” находится при МКОУ ДОД - Доме детского творчества. В организованном летнем отдыхе участие принимали 46 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Для детей были созданы все условия для полноценного отдыха: кабинеты для занятий творческой деятельностью, актовый зал для отдыха и просмотра видео-записей, настольные развивающие игры, спортивный инвентарь в ассортименте (мячи, скакалки, обручи, кегли, теннисные ракетки и.т.д.), спортивная площадка, детский городок в центральном парке р.п. Ордынское.

На “Лето 2014” была предложена программа «Искатели приключений».

Лето - это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья, и представляет собой одну смену.

Основная идея программы ЛДП - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков.

Показатели эффективности работы по программе:

1.Состояние        здоровья детей, восстановление физических и психологических сил, укрепление детского организма.

2.Уровень  развития и саморегуляции. Дети должны обладать собственным оригинальным подходом к решению различных проблем, способны к адаптации в современном обществе, умению находить выход из экстремальных ситуаций.

Летний лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Находясь в лагере, дети попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе определяется степенью комфортности отношений между его членами. Ещё одной важнейшей концептуальной идеей программы является развитие “творческого потенциала” как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности. “Педагогика отношений”, и развития “творческости” является основной идеей данной программы и реализуется через организацию сюжетно-ролевой игры “Искатели приключений”. В ее основе лежит творческая игровая деятельность.

Ведущая идея программы - участниками игры становятся все ребята и взрослые лагеря. На пути к успеху нужно обследовать, “перекопать” уголки своей души, своих знаний и умений, попробовать поставить себя на место другого, примерить его “одежды” и найти своё место в деле общего Успеха, через индивидуальную и коллективно - творческую деятельность.

В лагере 1 отряд, два подотряда (дети и подростки от 7 до 15 лет). Основное содержание деятельности осуществляется на четырех уровнях: лагерь, образовательное пространство, социум, отряд. Участники смены делятся на два подотряда. Каждый подотряд имеет приоритетное направление деятельности (экологическое, спортивное, художественно-эстетическое, научно­техническое, медицинское, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и др.), имеет свое название «220 вольт» и «Пираньи». Лагерь дневного пребывания «Ералаш» посещало 46 ребят. С ними работало 6 педагогов. За время работы было проведено учебно-познавательных меропритий-3,спортивных-4, художественно-творческих-3, профилактических-4. Перед ребятами выступили представители различных структур: МЧС, ГИБДД. Педагоги работали в тесной связи с музеем, библиотеками, РДК. Мониторинг веса, силы, объёма легких и роста детей позволил отметить положительную динамику. Случаев заболеваний или травм не зафиксировано.

Уже не первый год педагоги Дома детского творчества практикуют выездные мастер-классы для обучающихся школ Ордынского района во время посещения ЛДП, а также проводят мастер- классы (36)

 

Перечень основных мероприятий программы:

-Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся;

-  Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при МКОУ ДОД-Доме детского творчества;

-  Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при МКОУ ДОД-Доме детского творчества;

-  Научно-методическое обеспечение;

-  Оздоровление детей и профилактика заболеваний.

Программа рассчитана на 18 календарных дней (одна лагерная смена). Реализуется во время летних каникул. Набор детей свободный. Форма занятий - групповая.

Возраст детей от 7 до 15 лет.

Характерные черты игры как воспитательные возможности

•          Соревновательность - приводит к актуализации ответственности за выполнение своих игровых функций, заставляет многократно переживать радость успехов и горечь поражений.

•          Реальность - вызывает настоящие переживания, размышления, требует решения возникающих проблем «здесь и сейчас».

•   Интенсивность - мобилизует участника, вызывает его произвольную активность.

•          Коммуникативность - расширяет представление об оптимальных способах решения задач общения.

Сведения о средней наполняемости

за последние три года

Год

Кол-во мест

Численность детей

2014

50

63% (25)

2015

50

76%(31)

2016

50

91%(44)

Расписание работы творческих объединений в ЛДП

ПОНЕДЕЛЬНИК

ФОРМОПЛАСТИКА (Купряков А.Б.)

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ(Крутухина В.Г.) КРУЖЕВНИЦА (Дубровина А.П.) ЭЛЕТРОНИК (Медведев АН.)

ВТОРНИК

СУВЕНИР (Кулак О.В.)

КРУЖЕВНИЦА (Дубровина А.П.) ФОРМАПЛАСТИКА (Купряков А.Б.)

СРЕДА

 ОРИГАМИ( Дубровина А.П.)

СУВЕНИР (Кулак О.В.) ФОРМАПЛАСТИКА (Купряков А.Б.) БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ(Крутухина В.Г.)

ЧЕТВЕРГ

СУВЕНИР (Кулак О.В.)

ФОРМАПЛАСТИКА (Купряков А.Б.) ЭЛЕТРОНИК (Медведев АН.)

ПЯТНИЦА

 СУВЕНИР (Кулак О.В.)

КРУЖЕВНИЦА (Дубровина А.П.) ФОРМАПЛАСТИКА (Купряков А.Б.) БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ(Крутухина В.Г.)

 

В рамках работы программы « Искатели приключений» было проведено:

Выставки детского творчества:

1. Выставка «Ах море, море!»;

2.         Конкурс-выставка «Мое лето»;

3.         Выставка «Мы соблюдаем ПДД»;

Спортивные мероприятия:

1.       Ежедневная зарядка на свежем воздухе;

2.       Игра по станциям «Невероятное путешествие»

3.       День испытаний. Игра «Морские забавы».

4.       Спортивная игра «Молодецкие забавы».

5.       Игра - путешествие «Остров сокровищ».

6.       Игра «На абордаж».

Художественно-творческая деятельность;

День Мечты.

Отборочный тур для мероприятия «Минута славы». мероприятие «Минута славы».

Мероприятие посвященное Дню независимости России «Россия родина моя»

Профилактическая работа;

Беседа с медработником о вреде курения, алкоголизме Игровая программа для детей «Баба Яга и Светофор Беседа с инспектором ГИБДД».

Конкурсное

Фестиваль игр «Во что играли наши бабушки?»

Экскурсия в Ордынское подразделение МЧС России.

Интеллектуальная игра «По страницам истории», мероприятие посвященное Году российской истории .

Показатели эффективности работы по программе:

В мероприятиях, проводимых в оздоровительном лагере, принимали участие все дети. Каждый день в лагере был подчинён определённой идее, с помощью которой организуется деятельность ребёнка.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Положительная динамика физических показателей здоровья участников смены(рост,

вес, сила и.т.п.).  Дети научаться выполнять различные роли в сюжетно-ролевых играх.

Дети научаться принимать самостоятельные решения в условиях выбора. Дети научаться общаться в разновозрастных группах.  Участники смены представят свои творческие работы (рисунки, поделки, фотографии) на заключительных мероприятиях смены (выставка, концерт)

 

 

Законы жизни лагеря

•           Главный Закон : нельзя нарушать правила дорожного движения, уходить одному с территории лагеря, всегда и везде быть вместе с отрядом.

•Закон чистоты: соблюдай чистоту во всём и везде, будь опрятным.

•Закон единого плеча: поддерживаем друг друга, не обижаем младших, уважаем старших.

•Закон здорового духа: начинаем день с утренней зарядки, соревнуемся в честной борьбе, заботимся о своём здоровье.

•Закон колокольчика: будь весел, принимай участие в праздниках, конкурсах, твори и выдумывай. •Закон зелёного друга: береги природу, не обижай братьев меньших.

•Закон мудрой совы: читай каждый день и будешь умней.

 

Материально-техническое обеспечение программы

Элемент ресурса

Краткая характеристика ресурса

Актовый зал

Зал используется для конкурсов и подвижных игр, просмотра фильмов.

Игровая площадка

Используется для конкурсов и спортивных игр.

Цветник

Перед ДДТ разбит большой цветник и дети ухаживают за цветами.

Методический кабинет

Содержит большое количество методической литературы для организации и проведения различных мероприятий в лагере.

Кабинет «Кружевница», Кабинет «Сувенир»

Наличие настольных игр, мячей, скакалок, обручей, бадминтон.

Парк отдыха

Игровые площадки.

1.       Кадровый состав лагеря дневного пребывания:

•    Административный - начальник ЛДП: Щербакова И.В

•   Педагогический - воспитатели: Довженко О.А., Фурсова И.Ю., Кулак О.В., Купряков А.Б., Волкова М.А., Татарникова А.М. -психолог.

Средний стаж работы кадрового состава по специальности -4,5 лет

Уровень квалификации кадрового состава -высшее - 86%;

-средне-специальное-14%

-неоконченное высшее -0%

-высшая квалификационная категория-43%

-первая квалификационная категория-14%;

-без категории-43%

•    Медицинский -1

•    Хозяйственный -2 рабочие по обслуживанию зданий: Лякшева В.А.., Петрович Т.А. Случаи травматизма за последние три года- 0;

Случаи самовольного ухода за последние три года -0

Жалобы на качество предоставляемых в лагере услуг за последние три года -0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них - это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.

В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений . Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности лагеря дневного пребывания при Доме детского творчества является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей.

Таким образом, исходя из проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки из семей социального риска, на базе Дома детского творчества создается детский лагерь, целью которого является укрепление их здоровья, организация активного отдыха, реализации программ, обеспечивающих социальную защиту детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их нравственное воспитание, развитие разносторонних способностей и интересов в различных видах деятельности.

Следовательно, можно сказать, что такая эффективная форма работы, как детские оздоровительные лагеря на базе Дома детского творчества будут продолжать развиваться, это позволит соединять принципы оздоровления с методами социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.Вайндорф-Сысоева  М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.

2.В    помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.

3.Григоренко      Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004 .

4.Григоренко      Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России .

6.Дополнительное       образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. - Волгоград: Учитель, 2007.

7.Кипарис  - 7. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

8.Коваль    М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. - М.: НИИ семьи, 1998.


Возврат к списку


Заявка отправлена!