Меню разделов


Предстоящие конкурсы



Новости

Добавь инфо о своем родном крае!
 Информация о Вашем городе, крае в соц сетях ...
Внимание! Акция!
Диплом в портфолио за 24 часа!!!
Экспресс – конкурсы
Дорогие друзья!
В связи с тем, что конкурсы проходят...

bation_exspres_konkursi.gif

bation_konkursi.gif

bation_viktorini.gif



Министерство образования и науки Российской Федерации

СТО ТАЛАНТОВ

Малюченко Елена Михайловна, учитель — логопед МБОУ "СОШ № 7", город Зима, Иркутская область. Формирование связной монологической речи у детей. 23.01.2015

Малюченко Елена Михайловна, учитель — логопед МБОУ "СОШ № 7", город Зима, Иркутская область. Формирование связной монологической речи у детей.

Малюченко Елена Михайловна, учитель — логопед МБОУ «СОШ № 7", город Зима, Иркутская область.

Формирование связной монологической речи у детей.

Монологическая речь – особая и наиболее совершенная форма общения, её выстраивает один человек, для целенаправленной передачи информации, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Для этого требуется применение всех речевых и познавательных возможностей ребёнка.

Монологическая речь не является врождённой способностью, а появляется и развивается в процессе речевого онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию монологической речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей имеющих  нормальное  развитие, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит успешное протекание. Кроме того, нужно чётко представлять каждый этап речевого развития, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе, которые неизбежно ведут к отклонениям и в развитии монологической речи. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей. Рассмотрим четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный.

-1 этап – подготовительный (с момента рождения ребёнка до года).

С момента рождения у ребёнка появляются голосовые реакции: крик и плач, способствующие развитию тонких и разнообразных движений трёх отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. В  этом периоде основные до речевые вокализации: а) около двух месяцев появляется гуканье (короткие тихие вскрики, по характеру напоминающие заднеязычные звуки, т.к. лёжа корень языка оттянут назад); б)в три месяца –гуление (плавные протяжные звуки), позже развёрнутое гуление (сочетание из 2-3 звуков: гласных и согласных; в) в четыре – пять месяцев – лепет. Эти границы во многом индивидуальны, у каждого ребёнка смещены как в одну, так и в другую сторону.  Во  время лепета происходит общая упражняемость артикуляционного аппарата, это основа полноценного развития речедвигательного и речеслухового аппаратов. В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка.

Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом к овладению речью, которая возникает при наличие определенных биологических предпосылок и прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является ещё и важнейшей социальной функцией, поэтому её развития недостаточно одних биологических предпосылок. Ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близкими для него взрослыми.

- 2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет).

В это время начинается этап становления активной речи, у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим, и сам произносит слова. При этом может путать звуки, переставляя их местами, искажая, опуская. Речь ребёнка в преддошкольном периоде, является средством общения со взрослыми и  детьми и непосредственно  связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный характер. С полутора лет слово приобретает обобщённый характер, происходит значительное  накопление словаря. Элементы монологической речи появляются в высказываниях номально развивающихся детей уже в возрасте 2 – 3 лет. Дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имён существительных, времени, и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

- 3 –й этап – дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей ещё отмечается неправильное произношение свистящих, шипящих, сонорных звуков, реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. На протяжении этого периода у ребёнка фомируется фонематическое восприятие, продолжается увеличение словарного запаса, значения слов уточняются  и во многом обогащаются, растёт опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству, идёт развитие грамматического строя речи.

Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование. А с 5-6 лет ребёнок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому периоду времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Дети с 5 – 6 лет без дополнительных вопросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений.  К концу дошкольного возраста у детей ещё недостаточно сформированы умения понимать синтаксически сложные высказывания и умения строить связную речь. На протяжении этого периода контекстная речь   формируется постепенно.

- 4 –й этап -  школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи детей на этом этапе по сравнению с предыдущими – это её сознательное усвоение. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной. В школьном возрасте  происходит целенаправленная перестройка речи ребёнка – от восприятия и различия звуков до сознательного использования всех языковых средств. Ведущая учебная деятельность составляет основу совершенствования устной  и развития письменной речи. На этом этапе идёт совершенствование связной монологической речи. Дети в этом возрасте способны передать впечатления, воздействуя на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов, большим объёмом информации. Они в состоянии видеть существенные признаки предметов, явлений, устанавливают причинно – следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. С помощью распространённых   сложносочинённых и сложноподчинённых предложений они стараются сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто их слушает, т.е. искренне заинтересованы в результатах своего общения.

Указанные этапы не могут иметь чётких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для того, чтобы процесс речевого развития, в частности и процесс формирования монологической речи, протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. Ребёнок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальную умственную способность; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; иметь потребность в речевом общении; иметь  полноценное речевое общение.

Следует также учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы. Выделяют три критических периода в развитии речевой функции:

- первый (1,2 – 1,6 года), когда доминируют предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности, зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребёнка 14 -18 месяцев;

- второй критический период (3года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуативной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы;

- третий критический период(6- 7лет) характеризуется появлением письменной речи, которая непосредственно связана и зависит от уровня развития устной речи, в частности от уровня сформированности монологических умений и навыков. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему.

Поскольку формирование навыков монологической речи требует применение всех речевых и познавательных  возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Овладение связной монологической речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.







Литература:

1.Гвоздев Ф. Н. Вопросы изучения детской речи.

2.Глухов В.П., Методика формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

3.Леонтьев А.А. « Психология общения».

4.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.

5.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста). Под ред.Ф.А Сохина.

6.Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет/Под. Ред.Т.А.Ладыженской.

Возврат к списку


Заявка отправлена!