СТО ТАЛАНТОВ

Сиротонова Зоя Павловна, воспитатель коррекционной группы (ЗПР) МАДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» Новгородская область, г. Чудово "План-программа работы кружка «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет,имеющим задержку психического развития" 11.01.2014

Сиротонова Зоя Павловна, воспитатель коррекционной группы (ЗПР) МАДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» Новгородская область, г. Чудово "План-программа работы кружка «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет,имеющим задержку психического развития"

Сиротонова Зоя Павловна, воспитатель коррекционной группы (ЗПР)
МАДОУ «Детский сад №5 «Солнышко» Новгородская область, г. Чудово
"План-программа работы кружка «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет,имеющим задержку психического развития"

План-программа работы кружка «Юные конструкторы» для детей 5-7 лет,имеющим задержку психического развития (скачать)


Пояснительная записка

Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Еще А.С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, « ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета, ребенок практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки — для игры, поделки — для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому они должны соответствовать своему назначению.
Конструктивная деятельность -это, в первую очередь, самое мощное средство умственного развития ребенка. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами. Дети конструируют разные конструкции, модели их строительного материала и деталей конструкторов; создают поделки из бумаги, картона и бросового материала; конструируют художественные композиции из бумаги, картона и бросового материала.
В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей.
Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По мере развития конструирования, созданные детьми поделки сами инициируют другие виды деятельности: сюжетные игры, придумывание рассказа, создание книжки, разыгрывание театра.
Программа кружка рассчитана на 2 года. Возраст детей 5-7 лет. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30-35 мин
Актуальность
Программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, имеющего задержку психического развития , его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно - образовательной работы с детьми , на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Проблема развития детского творчества у детей с ЗПР в настоящее время является одной из наиболее важных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Актуальность создания моего кружка « Юные конструкторы » заключается в том, чтобы оказать помощь детям с ЗПР в развитии самостоятельности, творческих и умственных способностей в строительных и конструктивных играх, так как данная категория детей испытывает большие трудности в их формировании.
Также при разработке и планировании моего кружка для детей с ЗПР , я обнаружила недостаток литературы, методических пособий и рекомендаций по работе аналогичных кружков для детей с ЗПР.

Цель: Развитие и формирование творческих и умственных способностей детей с ЗПР 5-7 лет через строительные и конструктивные игры

Гипотеза: Развитие и формирование творческих и умственных способностей детей с ЗПР 5-7 лет через строительные и конструктивные игры будет проходить успешнее в результате соблюдения следующих условий:
1. создание благоприятных условий для апробации модели планирования данного вида игр и деятельности
2. учет уровня сформированности конструктивных и строительных навыков и индивидуальных особенностей у детей данной категории

Задачи:
1. Учить:
- строить любой предмет по правилам: крепкого, светлого, удобного, теплого сооружения;
- создавать модели из различных видов конструктора по рисунку и словесной инструкции;
- использовать разный материал, предметы – заместители, схемы, фотографии в строительной и конструктивной деятельности;
2. Развивать:
- произвольное внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, выдержку, фантазию и воображение;
- мелкую и крупную моторику;
- пространственные представления;
- умения детей согласовывать свои действия с партнерами, уважать мнение других и уметь отстаивать и доказывать свое мнение;
- коммуникативные навыки в процессе общения детей друг с другом, а также в общении со взрослым;
- умение обыгрывать свои постройки, оценивать их и высказывать оценочные суждения;
3. Способствовать созданию построек различных конфигураций с помощью разных видов конструкторов, используя схемы, модели, рисунки в задумках детей и педагога;
4. Воспитывать:
- интерес к родному краю, городу, улице и т.д.;
- эстетический вкус детей и творческую индивидуальность;
- интерес к строительным и конструктивным играм в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
- доброжелательность, активность, любознательность, отзывчивость;

В своей работе я использовала различные формы работы с детьми:
- игры;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, презентаций;
- беседы;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание проблемных ситуаций;
- наблюдение за строительством, за созданием новых сооружений и зданий, а также знакомство с различными профессиями;
- изготовление предметов для познавательно - исследовательской деятельности, игр, создание макетов;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, стихотворений, развитие артистических способностей в процессе обыгрывания своих построек;
- продуктивная деятельность;



Ожидаемый результат в детях:

1. Умеют строить любой предмет по правилам, по схеме, по замыслу ;
2. Создают модели из различных видов конструктора по рисунку и словесной инструкции;
3. Используют различный материал, предметы – заместители, схемы, фотографии в самостоятельной строительной и конструктивной деятельности;
4. Ориентируются в пространстве и на плоскости;
5. Согласовывают свои действия с партнерами, уважают мнение других и умеют отстаивать и доказывать свое мнение;
6. Обыгрывают свои постройки, оценивают их и высказывают собственные оценочные суждения;
7. Проявляют:
- интерес к родному краю, городу, улице и т.д.;
- творческую индивидуальность;
- интерес к строительным и конструктивным играм в процессе совместной и самостоятельной деятельности;
- доброжелательность, активность, любознательность, отзывчивость;
8. Стремятся продолжить свою творческую инициативность в дальнейшей самостоятельной деятельности;
9. Умеют строить диалог в процессе общения друг с другом, и со взрослыми;

Работа с родителями:
1. Изготовление атрибутов для обыгрывания построек (масок, игрушек и т.д)
2. Привлечение к участию в создании макетов и проектов
3. Индивидуальные беседы и консультации
4. Оформление альбомов, персональных выставок, презентаций
Тематическое планирование ( 5-6 лет)

месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь



Диагностика


Диагностика


Октябрь
№ 1 « Домик для матрешки » (настольный конструктор, мелкий «Лего»)


№2
« Строительство приспособлений, необходимых для жизни в домике»


№1« Комната для матрешки » (строительство и обустраивание)

№2 Изготовление постельного белья для матрешек
№1 « Матрешка на прогулке»
№2 « Клумба с цветами »
№1
«Игрушечный городок» (проблемная ситуация «Чего не хватает в городке?»)
№2 «Транспорт»
(из любого материала)

Ноябрь

№1 «Гараж»
(из разных видов конструктора, соотнесение)

№2 «Магазин»
(из разных видов конструктора, соотнесение)

№1 »«Изготовление атрибутов для магазинов»

№2 «Почта»

№1 «Изготовление атрибутов (открыток, конвертов, посылок для магазинов»
№2 «Детский сад и школа»


№1 Изготовление атрибутов (кровати, столы, шкафчики, скамеечки и т.д)
№2 Итоговое мероприятие (с родителями)
«Наш городок»

Декабрь

№1 ,2 «Дом для Дедушки Мороза и Снегурочки» (из крупного строителя )

№1,2 «Сказочный лес» (изготовление елочек)
№1 «Снегурочка и ее друзья» (изготовление зверюшек из различного материала)
№2 Изготовление пригласительных открыток на новогоднюю елку
№1-2 «Новогодняя сказка» (для малышей)

Январь

№1 «Замок Снежной Королевы» (из разного вида конструктора) № 1 «Узоры на стекле» (плоский, магнитный конструктор)
№2 «Зимние развлечения» (строительство из разных видов арок и заборчиков) №1 « Избушка Бабы Яги» (из различного бросового материала)
№2 Свободное конструирование по выбору детей

Февраль №1 ,2 «Путешествие на санях» (строительство саней и лошадки из разного строителя)

№1 « Построим башенки» (из разного вида конструктора)
№2 Изготовление атрибутов (бинокли) №1 « Боевая техника» (по схеме)
№2 «Боевая техника» ( по замыслу) №1 «Выставка боевой техники» (с родителями)
№2 «Магазин цветов»



Март №1 Изготовление букетов цветов в магазин (техника оригами)
№2 « Подарок для любимых мам» (посещение магазина, выбор букета и т.д.) №1,2 «Прилетайте, птицы!» (мастер-класс по изготовлению скворечника с участием пап) + презентация « Домики для птиц») №1 « Построим кораблики» (из любого строителя,по схеме,по замыслу)
№2 « Кораблик для муравьишки»
(техника оригами) №1 «Заюшкина избушка» (из настольного конструктора, из бросового материала)
№2
« Заюшкина избушка» (представление для малышей)

Апрель



№1 « Ракета» (крупный строитель)

№2 « Ракета» (техника оригами)


№1 « На космодроме»
( с использованием разного вида констр-ов)

№2 «День космонавтики» (с участием родителей)

№1,2 «Дед Мазай и зайцы» ( просмотр мультфильма, обсуждение, задумка, строительство,
инсценирование)


№1,2
«Теремок»
(с использ-ем
крупного строителя, обыгрывание)+показ сказки для малышей и родителей



Май №1 « Украшаем наш участок» (изготовление поделок из пластиковых бутылок, баночек, стаканчиков и т.д.) №1,2 « Парад военной техники»
« Праздник 9 Мая » Диагностика Диагностика





Тематическое планирование (6-7 год)


Месяц

1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Сентябрь





Диагностика

Диагностика



Октябрь №1 Просмотр презентации
« Мы живем в микрорайоне» , обсуждение и замысел

№2 «Мы архитекторы»
Знакомство профессией – архитектор (просмотр иллюстраций, обсуждение, выполнение общего чертежа) № 1, 2 « Мы архитекторы»
(планирование
строительства
объектов микрорайона каждым ребенком,
выполнение
инд-ых чертежей)
№1 «Мы строители» (продолжение)

№2 Изготовление атрибутов

№1,2 Изготовление атрибутов (продолжение)


Ноябрь №1 , 2
Игра «Наш микрорайон» + строительство объектов по замыслу детей
№1 Знакомство с магнитным конструктором
«Супермаг»

№2
«Строим по схеме»
(магнитный
конструктор) №1 «Веселые зверюшки»
( магнитный конструктор)

№2 «Мы строим железную дорогу»
№1 Изготовление атрибутов (продолжение)

№2 Игра
«Мы едем, едем,
едем…»





Декабрь



№1 Просмотр сказки «Белоснежка и семь гномов», обсуждение


№2 «Домики для гномов»
№1 Изготовление гномиков (из бумаги)

№2 Изготовление
атрибутов и
обустройство домиков №1
«Угощение для гномиков»

№2
« Коврики для гномиков» №1 «Транспорт для гномиков»

№2 « На елку к гномикам»
Январь














№1 «Зимние
развлечения»





№1 «Мой дом»
(из настольного конструктора)


№2
« Я иду в детский
сад» ( с использова
нием плана, изготовленного с родителями) №1 « Улицы нашего города"
(видеофильм «
Наш город»),
обсуждение,


№2 « Главная улица нашего города»
Февраль




№1 Просмотр презентации , альбомов «Виды домов и сооружений»+
Обсуждение

№2 «Дома бывают разные…» (с использованием настольного констр-ра) №1 « Новоселье»
(обустраивание построенного дома, квартиры с участием родителей)

№2 « Здания для отдыха»( бассейн, цирк, зоопарк,
кинотеатр, кафе и т.д.)
№1 « Здания для отдыха» (обустраивание внутри здания)



№2 Изготовление атрибутов для обыгрывания построек для отдыха (с участием родителей)

№1
Продолжение строительства зданий по замыслу детей


№2
«Озеленение
нашего городка» (из картона, из цв. бумаги)


Март
№1 « Мастерская художников» («оживление» животных для цирка)

№2
« Представление в цирке» №1 Итоговое мероприятие:
«Праздник в Городе Мастеров»(с участием родителей)

№2 Просмотр мультфильма
«Тайна третьей планеты»,
обсуждение.

№1 «Знакомство с конструктором «Пифагор»

№2 «Встреча с пришельцами»

№1,2 « Строим дома для пришельцев»






Апрель




Май №1, 2 « Строим дома для пришельцев»
(продолжение)

№1, 2 «Детский сад будущего» (по замыслу детей)
№1, 2
« Строим дома для пришельцев»
(продолжение)
Итоговое мероприятие с участием родителей:
фотовыставка
и самопрезен
тация своих работ




№1 « Угощение для инопланетян»

№2 Игра
« Инопланетяне»
Диагностика №1, 2 «Строим домики для поросят»
Показ сказки для малышей
Диагностика






Примерный график работы кружка

Дни недели

Возраст детей Вторник
Четверг

Время проведения
Старшая группа
(5-6 лет)

15.30- 15.55
15.30- 15.55

Подготовительная
Группа
( 6-7 лет)

15.30- 16.00
15.30- 16.00

Литература:

1. Тарловская Н.Ф.. Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду М.: Просвещение, Владос, 1994г.

2. Куцакова Л.В. Творим и мастерим // Ручной труд в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности.- М.: Мозаика-Синтез, 2009г.

4. Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР /Л.Б.Баряева, И.Г.Вечканова,О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2012

6. Нечаева В.Г., Корзакова Е.И. Строительные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1966.

7. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 5-е изд., доп. – М.: Знание, 1994.

8. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение, 1976.

Возврат к списку


Заявка отправлена!