Меню разделов


Предстоящие конкурсы



Новости

Добавь инфо о своем родном крае!
 Информация о Вашем городе, крае в соц сетях ...
Внимание! Акция!
Диплом в портфолио за 24 часа!!!
Экспресс – конкурсы
Дорогие друзья!
В связи с тем, что конкурсы проходят...

bation_exspres_konkursi.gif

bation_konkursi.gif

bation_viktorini.gif



Министерство образования и науки Российской Федерации

СТО ТАЛАНТОВ

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Щербакова Алёна Сергеевна Детский сад № 176 «Белочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти 30.09.2013

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ Щербакова Алёна Сергеевна Детский сад № 176 «Белочка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти

РАЗВИТИЕ  ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ  ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Щербакова Алёна Сергеевна, музыкальный руководитель

Детский сад № 176 «Белочка»

АНО ДО  «Планета детства «Лада» г.о.Тольятти

     Слушание классической музыки — уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого потом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия шедевров музыкальной классики, тем более успешным становится его развитие. Обогащение сознания с помощью музыки не пройдет бесследно для его духовного становления.

    Однако в современном «взрослом» мире считается, что классическая музыка сложна для восприятия, а умение слушать и понимать ее содержание доступно лишь «избранным» (профессиональным музыкантам). Мой восьмилетний опыт работы музыкальным руководителем в детском саду подтверждает, что это совсем не так. Хотя музыкальное восприятие детей дошкольного возраста уже «засорено» современной поп-музыкой, но интуитивно они тянутся к чистому, прекрасному и гармоничному.

Тем не менее, чтобы удержать интерес детей на протяжении всего музыкального занятия, педагогу необходимо знать, что до пяти лет все основные  психические процессы ребенка – внимание, память, мышление –носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться и запомнить – он обращает внимание лишь на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. В возрасте 4-5 лет у детей преобладает репродуктивное воображение, создающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка и уровня понимания им того, что он слышит от взрослых, видит на картинках и т. д. В них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него.

    Таким образом, для того, чтобы развить музыкальное восприятие детей, необходимо очень грамотно подбирать репертуар для слушания музыки и доступно объяснять ее содержание. Какими же критериями необходимо руководствоваться?

    Музыкальные произведения (или их фрагменты) для слушания в детском саду должны иметь яркую образную основу, быть лаконичными, с запоминающейся мелодией. Музыка должна вызывать яркий эмоциональный отклик, «заставить» ребенка прислушаться к ней. Она может быть не только  громкой, но и тихой, нежной. Хорошо, если произведение имеет конкретно-образную основу.  Цель педагога-музыканта состоит в том, чтобы после нескольких прослушиваний и соответствующей беседы у детей в воображении сложился не только конкретный образ героя пьесы, но и определенный сюжет, который поможет целостному восприятию музыкального произведения. Даже сложное музыкальное произведение (например, симфония) может стать понятным, если ребята совместно с педагогом придумают его конкретную сюжетную линию. Визуализация очень близка современным детям, поэтому такая игра им очень интересна.

Когда дети знакомятся с музыкальными жанрами и, в частности, с маршем, я всегда предоставляю им возможность послушать три разные по характеру пьесы:

 1.«Радецкий марш» И.Штрауса. Здесь дети с помощью педагога определяют, что это маршируют «настоящие» (взрослые) солдаты, которые защищали свою Родину и вернулись домой с победой.

2. «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского. Музыкальный руководитель в беседе «наталкивает» детей на мысль о том, что здесь маршируют игрушечные солдаты. У них маленькие ножки на шарнирах, поэтому они шагают медленно.

 3. «Монтекки и Капулетти» С.Прокофьева. Как правило, дети уже знакомы с этой музыкой благодаря  рекламе.  Забавным был ответ малыша на одном из моих занятий: «Я знаю! Это едет машина «Ниссан»!»  Безусловно, это очень «взрослая» музыка. Но если подвести детей к мысли, что здесь вышагивают враги, которые решили напасть на мирных людей, то содержание этого произведения становится очень понятным детскому восприятию. В теме средней части дети слышат строгий приказ «командира» злобных сил.

   Также самого раннего возраста дети должны слушать программную музыку и в рамках этой программы совместно с педагогом выстраивать конкретную сюжетную линию. Для решения данной задачи очень хорошо подходят музыкальные произведения из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных». Детям очень нравится, когда, благодаря их совместной с педагогом фантазии, героем пьесы «Королевский марш льва» оказывается знаменитый Симба, знакомый им по мультфильму «Король Лев». Под музыку ребята, сидя на своих местах, ритмично изображают руками, как гордо и величаво вышагивает перед подданными их любимый герой, как он рычит и как затем появляется львица, его королева. Сначала педагогу необходимо зажечь искру воображения в детях, опираясь на их собственный личный опыт. А на следующем этапе ребята уже сами рассказывают и изображают содержание музыки и даже считают, сколько раз на протяжении пьесы звучит мотив рычания льва.

   В пьесе «Аквариум» педагог уже включает ритмопластику в канву «обживания» образов жителей подводного мира. Дети совместно с педагогом придумывают, а затем изображают, как плавают рыбки, как в свете лампы сверкают пузырьки воздуха в аквариуме (во время смены музыкального материала).

   В пьесе «Длинноухие персонажи» мы вспоминаем ослика Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Дети знают, как он грустил в свой день рождения, и думал, что останется без хвоста и подарков. Поэтому они сразу проникаются настроением музыки, начинают «сопереживать» герою.

   Очень нравится ребятам пьеса «Кенгуру». В произведении, которое длится всего минуту, дети успевают пережить два разных музыкальных настроения, переключаясь с одного на другое посредством ритмопластики (прыжки, «чуткое ухо»).

   Пьеса «Кукушка в чаще леса» может также способствовать развитию вокальных навыков дошкольников. Дети изображают, как шагает медведь по ночному лесу, а затем, одновременно с музыкой, поют мотив кукушки. В данном случае конкретный музыкальный образ помогает им научиться чисто интонировать звуки в высоком регистре.

На следующем этапе необходимо развивать у детей абстрактно-образное мышление. Для этого прекрасно подходит «Романс» Г.Свиридова. У этой музыки нет конкретной программы, но дети с помощью педагога рисуют в своем воображении картину бала, на который Королева Осень пригласила фей. Ребята сами придумывают имя и даже цвет и детали наряда для каждой феи, которая появляется в начале очередного куплета «Романса». Полет детской фантазии на таком занятии зачастую поражает воображение: Фея Осеннего Ветра, Фея Радуги, Фея Золотых Листочков, Фея Алмазных Дождинок, Фея Звездного Неба… Дети начинают понимать, что музыка –это развитие, это жизнь, а каждый музыкальный образ –это зерно, которое претерпевает развитие. Это позволяет удерживать внимание ребят до конца занятия.

    Развитие образного мышления дошкольников продолжается во время исполнения песен различного содержания. Детям, у которых развита эмпатия, достаточно просто напомнить, как они сопереживали герою в конкретной пьесе. Это значительно облегчит работу над выразительным пением, поможет добиться красивого звучания детских голосов.

    Таким образом, на примере вышеизложенного опыта работы, просматривается единство формирования образного мышления в слушании и исполнительстве. Благодаря слушанию классической музыки пение детей становится более выразительным,  а звуки –осознанно отембренными.


Возврат к списку


Заявка отправлена!